Вторник, 30.04.2024, 14:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [104]
Рецензии [4]
Анонсы [4]
Наш опрос
Какие жанры Вы предпочитаете? (можно выбрать несколько)
Всего ответов: 3203
Мини-чат
Главная » Статьи » Рецензии

Московская премьера "Дикого поля"

   Молодой доктор работает в степи, врачуя добрым словом и смекалкой, используя для лечения жилы молодого барашка, раскаленный железный прут и другие столь же эффективные препараты. Люди в степи, загонщики и табунщики, болеют редко, разве что пьют много, да калечат друг друга порой. Это типичный сценарий Петра Луцика и Алексея Саморядова. 

   Довольно редкий случай - постановка сценария уже умерших авторов. Это, как правило, случается лишь тогда, когда автор был очень харизматичен, если его произведения опирались не на реальность, а на некую особую концепцию бытия, отличающую его от других. Сценарий ведь - это весьма специфический текст, написанный только под постановку и учитывающий технические особенности съемки, которые постоянно изменяются, изменяется и сама жизнь, контекст реальности, стили и методы съемки. В мире за последнее время лишь Кшиштофа Кешлевского спустя годы после смерти поставили дважды («Рай»/ HEAVEN режиссер Том Тыквер, «Ад» / L'Enfer режиссер Данис Танович).

   Петр Луцик и Алексей Саморядов были любимы на отечественных фестивалях при своей жизни. Их работы постоянно побеждали в конкурсах и, например, «Дикое поле» в 1994 на Российско-германском конкурсе сценариев получил Премию им. Эйзенштейна. Их творчество всегда были пронизано руссоистскими тенденциями, восторгом перед первозданным человеком-дикарем. Герои фильмов «Гонгофер», «Дети чугунных богов», «Дюба-Дюба» народ дикий, жестокий, но по-своему добрый и душевный. Это романтизация жестокости, насилия и боли, романтизация простого человека, не обремененного умными мыслями. Можно обвинить эту концепцию жизни в некотором лицемерии, ведь вряд ли кто из столичных интеллектуалов хочет жить рядом с такими людьми где-нибудь в степи, но такая концепция есть и началась она не с Луцика и Саморядова и закончится не ими. Поэтому в рамках своего творчества они, возможно, близки к совершенству, но это кино только для посвященных.  

   Большинство проектов тандема было реализовано в 1992-93 годах и крайне удачно легли на время - время перехода и рождения заново целой страны. Но в 1994 году погиб Алексей Саморядов. И Петр Луцик продолжил работать в одиночку. В 1998 году он поставил как режиссер фильм «Окраина», про который до конца непонятно что это: снятая в стилистике треша черная комедия, или же жестокая сатира, или, быть может, политический протест, сделанный по недостатку средств очень примитивно. Работа оставила многих в недоумении, картина не имела полноценного проката, что неудивительно, учитывая, что в образе главного злодея был выведен загримированный под Ельцина актер Виктор Степанов. Впрочем, картины Луцика и Саморядова всегда были интересны узкому кругу интеллектуалов, а не широким народным массам. В 2000 году умер Петр Луцик и творчество сценарного тандема постепенно начали забывать, пока вдруг Михаил Калатозишвили не поставил «Дикое поле».

   Сценарии Луцика и Саморядова обладают удивительным свойством - они всегда подчиняют себе режиссера, их концепция столь своеобразна, что кто бы ни снимал фильм, это всегда будет фильм Луцика и Саморядова, так произошло и на этот раз. Хотя сами сценаристы никогда не были довольны, когда их ставили другие. Михаил Калатозишвили, внук знаменитого режиссера Михаила Калатозова, в кино не новичок. Он снял два полнометражных фильма «Избранник» (1991), «Мистерии» (2000), которые, правда, мало кто видел и оттого они не произвели никакого общественного резонанса. В последние несколько лет он больше известен как продюсер фильма «Первый после Бога» и ряда других постановок. 

     Время сгладило некоторые аспекты восприятия, политические выпады - они вроде бы есть, но они против прошлого и потеряли свою актуальность. Некоторая сглаженность, закругленность присутствует и в изображении насилия, жестокости, она неизбежно остается за кадром. В целом это достаточно конформистский фильм. Степь, которая главный персонаж фильма «Дикое поле», по-прежнему красива, люди, как и обычно у Луцика и Саморядова, дики и свирепы. Живописны, как яркие типажи, актеры второго плана Роман Мадянов и Александр Ильин-младший. Центральный образ доктора прописан достаточно схематично и от актера Олега Долина требовалось выглядеть мужественным и сдержанным, что ему и удалось, хотя на такие образы другие режиссеры берут порой непрофессиональных исполнителей, поэтому говорить об актерской игре не приходится. В целом кино сделано грамотно, вполне профессионально, почти не архаично, что было непросто при работе со сценарием пятнадцатилетней давности. Но все же понять, а для чего был снят этот фильм  именно сейчас непонятно. Он не совпадает со временем. Поклонники творчества Петра Луцика и Алексея Саморядова могут счесть "Дикое поле" конформистской картиной, остальным же фильм будет и вовсе безразличен.


Категория: Рецензии | Добавил: худрук (14.09.2008)
Просмотров: 1143 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2 |
Всего комментариев: 1
1 елена  
0
только что посмотрела обсуждение фильма "Дикое поле" в передаче Гордона. Теперь прочитала данную рецензию. И опять поразилась провидению Саморядова и Луцика. Какие вы тупые, слепые, глухие, господа совковая интеллигенция. Эрудированные дибилы, это вы породили нынешнее поколение "обезьян с гранатами". Уроды порождают уродов. Страшно подумать, как бы вы топтали Луцика и Саморядова, если бы они были живы. Это сейчас вы их высоко оцениваете, ведь они для вас уже не опасны, их можно и похвалить. Гордоны хреновые, это вы выстрелили в сердце Луцику и подтолкнули Саморядова. Бездарности. Не вам судить о фильме Калатозишвили.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0