Молодой доктор работает в степи, врачуя добрым
словом и смекалкой, используя для лечения жилы молодого барашка,
раскаленный железный прут и другие столь же эффективные препараты. Люди
в степи, загонщики и табунщики, болеют редко, разве что пьют много, да
калечат друг друга порой. Это типичный сценарий Петра Луцика и Алексея
Саморядова.
Довольно редкий случай - постановка сценария уже
умерших авторов. Это, как правило, случается лишь тогда, когда автор
был очень харизматичен, если его произведения опирались не на
реальность, а на некую особую концепцию бытия, отличающую его от
других. Сценарий ведь - это весьма специфический текст, написанный
только под постановку и учитывающий технические особенности съемки,
которые постоянно изменяются, изменяется и сама жизнь, контекст
реальности, стили и методы съемки. В мире за последнее время лишь
Кшиштофа Кешлевского спустя годы после смерти поставили дважды («Рай»/
HEAVEN режиссер Том Тыквер, «Ад» / L'Enfer режиссер Данис Танович).
Петр Луцик и Алексей Саморядов были любимы на
отечественных фестивалях при своей жизни. Их работы постоянно побеждали
в конкурсах и, например, «Дикое поле» в 1994 на
Российско-германском конкурсе сценариев получил Премию им. Эйзенштейна.
Их творчество всегда были пронизано руссоистскими тенденциями,
восторгом перед первозданным человеком-дикарем. Герои фильмов
«Гонгофер», «Дети чугунных богов», «Дюба-Дюба» народ дикий, жестокий,
но по-своему добрый и душевный. Это романтизация жестокости, насилия и
боли, романтизация простого человека, не обремененного умными мыслями.
Можно обвинить эту концепцию жизни в некотором лицемерии, ведь вряд ли
кто из столичных интеллектуалов хочет жить рядом с такими людьми
где-нибудь в степи, но такая концепция есть и началась она не с Луцика
и Саморядова и закончится не ими. Поэтому в рамках своего творчества
они, возможно, близки к совершенству, но это кино только для
посвященных.
Большинство проектов тандема было реализовано в
1992-93 годах и крайне удачно легли на время - время перехода и
рождения заново целой страны. Но в 1994 году погиб Алексей Саморядов. И
Петр Луцик продолжил работать в одиночку. В 1998 году он поставил как
режиссер фильм «Окраина», про который до конца непонятно что это:
снятая в стилистике треша черная комедия, или же жестокая сатира, или,
быть может, политический протест, сделанный по недостатку средств очень
примитивно. Работа оставила многих в недоумении, картина не имела
полноценного проката, что неудивительно, учитывая, что в образе
главного злодея был выведен загримированный под Ельцина актер Виктор
Степанов. Впрочем, картины Луцика и Саморядова всегда были интересны
узкому кругу интеллектуалов, а не широким народным массам. В 2000 году
умер Петр Луцик и творчество сценарного тандема постепенно начали
забывать, пока вдруг Михаил Калатозишвили не поставил «Дикое поле».
Сценарии Луцика и Саморядова обладают
удивительным свойством - они всегда подчиняют себе режиссера, их
концепция столь своеобразна, что кто бы ни снимал фильм, это всегда
будет фильм Луцика и Саморядова, так произошло и на этот раз. Хотя сами
сценаристы никогда не были довольны, когда их ставили другие. Михаил
Калатозишвили, внук знаменитого режиссера Михаила Калатозова, в кино не
новичок. Он снял два полнометражных фильма «Избранник» (1991),
«Мистерии» (2000), которые, правда, мало кто видел и оттого они не
произвели никакого общественного резонанса. В последние несколько лет
он больше известен как продюсер фильма «Первый после Бога» и ряда
других постановок.
Время сгладило некоторые аспекты восприятия,
политические выпады - они вроде бы есть, но они против прошлого и
потеряли свою актуальность. Некоторая сглаженность, закругленность
присутствует и в изображении насилия, жестокости, она неизбежно
остается за кадром. В целом это достаточно конформистский фильм. Степь,
которая главный персонаж фильма «Дикое поле», по-прежнему красива,
люди, как и обычно у Луцика и Саморядова, дики и свирепы. Живописны,
как яркие типажи, актеры второго плана Роман Мадянов и Александр
Ильин-младший. Центральный образ доктора прописан достаточно схематично
и от актера Олега Долина требовалось выглядеть мужественным и
сдержанным, что ему и удалось, хотя на такие образы другие режиссеры
берут порой непрофессиональных исполнителей, поэтому говорить об
актерской игре не приходится. В целом кино сделано грамотно, вполне
профессионально, почти не архаично, что было непросто при работе со
сценарием пятнадцатилетней давности. Но все же понять, а для чего был
снят этот фильм именно сейчас непонятно. Он не совпадает со
временем. Поклонники творчества Петра Луцика и Алексея Саморядова могут
счесть "Дикое поле" конформистской картиной, остальным же фильм будет и вовсе безразличен.
|