28 августа в органиченный прокат вышел фильм
Кшиштофа Занусси "Черное солнце"("Il Sole nerо". Теперь и Занусси
обратился к жанру эротической драмы. На премьере побывал наш
корреспондент.
В начале девяностых на наши киноэкраны огромной
волной хлынуло эротическое кино, где, помимо таких культовых вещей как
«Эммануэль», «Калигула», было много картин среднего уровня,
произведенных в Италии. Такое ощущение, что итальянское кино
восьмидесятых - начала девяностых представляли в основном своем потоке
два жанра: эротическая драма и эротическая комедия. И это было
красивое, изысканное кино, где в прекрасных интерьерах
аристократических усадеб прекрасные хозяйки давали свою любовь красивым
слугам, профессора дарили любовь своим прекрасным студенткам... В таком
кино есть особая прелесть, понятная, особенно когда тебе семнадцать
лет.
Однако к эротическому кино обращаются и большие
режиссеры. Известный швейцарский режиссер Ален Таннер в свои зрелые
годы обратился к эротике, в интервью он говорил: когда начинаешь
заниматься сексом меньше, это все больше хочется снять. И Таннер в
своем высказывании не одинок - очень многим авторским режиссерам в
конце творческого пути становится интересна эротика, вот и Занусси в
свои шестьдесят девять обратился к эротической драме в картине «Черное
солнце». Но если Таннер в своих поздних стильных картинах, таких как
«Дневник леди М», «В белом городе» пережил яркий ренессанс, то в случае
Занусси этого не произошло. Занусси, знаменитый польский режиссер, в
своих фильмах он всегда решал большие проблемы: постигал Бога разумом,
искал чудес в нашей современной жизни. Впрочем, при многочисленных
достоинствах картины Занусси всегда отличала некоторая суховатость,
неэмоциональность, что влекло за собой упрощение характеров, а точнее
их полное отсутствие. Да, Занусси всегда был режиссером идей, но какие
идеи могут быть в эротической любовной истории?
Картина начинается с идиллической любовной сцены,
где обнаженные любовники воркуют в постели, на балконе и так
продолжается двадцать минут. Но, конец идиллии - очевидный злодей, типа
бомж, в одной из лачуг по соседству с виллой любовников, увидел чужое
счастье и решил положить этому предел. Он взял снайперскую винтовку и
застрелил парня, просто чтоб пусто им было.
Проблема Занусси в том, что, попытавшись уйти в
другой жанр, он не смог избавиться от своих сверхидей, своей польской
экзальтации и религиозного экстаза, которые в такой простой,
незатейливой истории неуместны. Может быть, постель не лучшее место для
философии, а убийство молодого и красивого мужчины не обязательно
происки Сатаны. Часто бывает, что люди, лишенные чувства юмора,
теряются, оказавшись в простой, банальной ситуации, видя во всем тайный
смысл, они не могут понять, что все может быть гораздо проще.
Единственным достоинством картины является Валерия
Голино, мировая звезда начала девяностых прославленная своими работами
в фильмах «Человек дождя», «Горячие головы», которая по-прежнему
прекрасна и трогательна в своей игре. Но данный фильм вряд ли что-то
прибавит ей. Избыточный пафос губит, в общем-то, неплохую камерную
историю, историю драмы женщины, потерявшей смысл существования.
Алексей Попов Сайт: http://www.proficinema.ru
|