Какой кинофестиваль не обходится без экранизаций? Вот и на шестой
«Московской премьере» показали два фильма - «Шуга» (по мотивам романа
«Анна Каренина» Льва Толстого; режиссёр Дарежан Омирбаев,
Казахстан/Франция; «Евразийская панорама») и «Невинные создания» (по
рассказам Аркадия Аверченко; режиссёры Юрий Бердников, Евгений Юликов,
Россия; «Наше новое детское кино»). Действие романа в «Шуге» перенесено в современность, а так как в
нашем времени всё идёт на понижение, то соответственно, понизился и
социальный пафос, и герои психологически обмельчали, они вообще лишены
каких бы то ни было психологических мотивировок. «Анна» (та самая Шуга)
— просто красивая женщина, от которой веет космическим холодом;
«Вронский» (Аблай) — скользкий тип, связанный с криминальными
структурами и прожигающий свою жизнь за выпивкой и картами; «Левин»
смотрит «Анну Каренину» Александра Зархи, с хрустом поедая яблоко;
«Долли» постоянно ходит с каменным выражением лица, а «Каренин» вообще
похож на героя Такеши Китано в каком-нибудь фильме про якудзу.
Режиссёру, создавшему этот холодный, стылый, бесчувственный мир,
остаётся только одно: «парад мизансцен», одна красивее другой. При
отсутствии хоть сколько-нибудь значимых актёрских работ приятные глазу
картинки «большого кино» явно не делают.
В отличие от «Шуги» с трагическим финалом, «Невинные создания» - это
комедия (правда, опять в видеоформате...), предсказуемо и неожиданно
смешная. Предсказуемо, потому что за высокое качество юмора Аркадия
Аверченко не поручится только ленивый, а неожиданно, потому что не
часто на наших экранах встретишь по-настоящему смешную комедию.
Забавные истории о детях и взрослых, перевоспитывающих друг друга,
сдобрены сентиментально-ностальгической интонацией, а некоторые сцены
стилизованы под немое кино. Что же касается актёрских работ, стоит
выделить, я бы сказал, убийственно органичного Алексея Панина в роли
незадачливого вора. Да, если и говорить о скромном обаянии классики, то
вот оно — в «Невинных созданиях»!
|